25 июн. 2021 г.

"Трезвей с книгой"

#нет_наркомании_и_вредным_привычкам#за_здоровый_образ_жизни

Люди победили чуму, малярию, тиф.… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть. Ч. Айтматов

Вино губит душу людей и их потомство. Л.Н.Толстой

О проблеме пьянства задумывались многие русские классики. Их произведения – это лучший пример, к чему приводит склонность к выпивке. Прочитав книги, человек задумывается и выберет "здоровый " путь в жизни.

Данная тема затронута в романах Федора Достоевского "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы". Например, в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевский рассказывает о Семёне Мармеладове – спившемся отставном чиновнике: "Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки...".

Потеряв работу, Мармеладов с горя начал пить. Из-за алкоголизма Семёна Захаровича его семья впала в страшную нищету, а старшая дочь Соня была вынуждена заниматься «непристойной работой». В конце концов, Мармеладов практически теряет человеческий облик и погибает.

Результат вредных привычек очень ярко отражен в басне «Два мужика» знаменитого баснописца И. А. Крылова.

 «Здорово, кум Фаддей!» – «Здорово, кум Егор!»
«Ну, каково, приятель, поживаешь?»
«Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!
Бог посетил меня: я сжёг дотла свой двор
И по миру пошёл с тех пор».

«Как так? Плохая, кум, игрушка!»
«Да так! О рождестве была у нас пирушка;
Я со свечой пошёл дать корму лошадям;
Признаться, в голове шумело;
Я как-то заронил, насилу спасся сам;
А двор и всё добро сгорело.
Ну, ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!

И на меня прогневался, знать, бог:
Ты видишь, я без ног;
Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
Я тож о рождестве пошёл в ледник за пивом,
И тоже чересчур, признаться, я хлебнул
С друзьями полугару;
А чтоб в хмелю не сделать мне пожару,
Так я свечу совсем задул:
Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул,
Что сделал из меня совсем не человека,
И вот я с той поры калека».

«Пеняйте на себя, друзья! –
Сказал им сват Степан. – Коль молвить правду, я
Совсем не чту за чудо,
Что ты сожег свой двор, а ты на костылях:
Для пьяного и со свечою худо;
Да вряд, не хуже ль и впотьмах».

Страшно показано пьянство и в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Двое  братьев Головлёвых заболели и умерли от пьянства, третий замёрз в белой горячке.

К теме пьянства во многих произведениях обращался А. П. Чехов. Его пронзительный и грустный рассказ «Анна на шее» – история о девушке, вышедшей замуж по расчёту, стремившейся помочь спившемуся отцу и маленьким братьям.

Погубило вино и героев Н. Лескова в его произведениях «Левша», «Очарованный странник». Например, знаменитый мастер Левша однажды поспорил с одним англичанином, кто кого перепьёт, и допился до белой горячки.

От перепоя, страшно, унизительно, умер один из самых ярких бунинских героев – Захар Воробьёв из одноименного романа. Могучий и добродушный крестьянин, охваченный желанием сделать что-то из ряда вон выходящее, на спор выпил четверть ведра водки.

Можно назвать много книг, в том числе и современных авторов, затрагивающих тему пьянства. Эти и другие произведения вы можете взять в нашей библиотеке.

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий